Для вас заточка дисковых пил не составит большого труда.






II ФОРМУЛЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Цикл обучения

Цикл обучения ещё нагляднее иллюстрирует цикл движения. Ребёнок начинает со спонтанного действия. Он тянет руку, чтобы схватить что-то (1). Затем это что-то причиняет ему боль (возможно, горячая плита с зажжённой конфоркой), и он реагирует на эту боль, отдергивая руку (2). После того как боль утихнет, он начинает осмысливать происшествие, ассоциируя боль с горячей конфоркой, т. е. обозревает ситуацию (3). И наконец, он начинает управлять своими движениями, избегая горячих плит (4).

Четыре типа действий в цикле обучения полностью соответствуют четырём формулам измерения: спонтанный акт (импульс) = ускорение;
реакция (тоже спонтанная) = скорость (т. е. изменение);
обозрение (наблюдение) = позиция (фактор обозрения);
управление = управление.

Такая же диаграмма, которую мы использовали для иллюстрации цикла движения, может быть использована для цикла обучения, но в этом случае необходимо повернуть цикл последовательностей наоборот (против часовой стрелки):

Маятник


управление (4)
спонтанная реакция (2)
наблюдение (3)
действие (1)

Нас радует возможность использования одной и той же схемы для показа таких разных процессов, как управление оператором движения и познание ребёнком мира. Важно то, что последовательность действий должна быть обратной. К этому вопросу мы впоследствии вернёмся. Показателем же неполноты наших рассуждений является то, что до сих пор мы имели дело только с движениями, которые являются частью бОльшего цикла.

БОльший же цикл, в свою очередь, начинается со стимула и ведёт к результату. Бихевиористы, будучи зависимы от двойственности стимула и ответа (как формы действия), не решают и не могут решить проблему необходимости третьего фактора: когда голод собаки удовлетворён, она не реагирует на запах мяса.

Цикл обучения появляется только тогда, когда существует препятствие в бОльшем, трёхчастном цикле, т. е. когда стимул вызывает неправильную реакцию, и результат не достигается.

III ТРЁХЧАСТНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ