Справка 082 у на сайте http://vspravka.com.






XIII ТИПЫ ФИЛОСОФИЙ

Вода

Такая проекция — это категория знания, способная принимать различные формы. Мы изучаем ритм приливов и отливов и «проецируем» примерную их периодичность в будущем. Мы вникаем в дела компании и проецируем её будущие доходы, поэтому, как бы мы ни были объективны, мы не можем использовать информацию без проекции, или, иначе говоря, без предположения. Предположение или мнение — категория (вода*), отличная от двух рассмотренных только что (фактов, или земли, и концепций, или воздуха). Эта категория называется общая проективная.

* Вода обозначает веру, если соотнести её с видом мышления, потому что в доверии есть определённая степень размытости, вода предполагает вовлечённость: «опустить ноги в воду», «плыть по течению» и т. д.

Она очень трудна для понимания. В отличие от общей объективной, её невозможно передать словами или хоть как-то определить (по схеме она находится напротив факта).

факт (1) — знание (2) — вера (3)

Полуугол


Несмотря на её неопределимость и строгую оппозицию к факту, мы должны понять, что категория веры делает вещь реальной. Вспомним утверждение Хьюма, что причинность — это «вера»; то, от чего мы не способны отказаться. Другими словами, это — импульс, который приносит нам убеждение в реальности. Мы уже указали, что это является ещё и основой для опыта, к которому мы относим чувства (так, как мы чувствуем ускорение, к примеру).

Кант относил трансцендентальное знание к эпистемологическому, и мы не могли точно доказать, что оно является большим: онтологическим. Поэтому энергия и время существуют на самом деле, но не являются объективными. Если вы пожелаете свести самого себя с ума, попробуйте думать о времени как об объективном. Мы говорим: «Дай мне время!», но смысл фразы не в передаче чего-то из рук в руки. Точно так же и энергия не объективна в любом смысле: из попыток определить её как объект или как имеющую какую-либо идентификацию — ничего не получится. И всё же энергия реальна. Так же как боль, ускорение, страх.

Читатель может усомниться в том, что наше утверждение о необъективности энергии — правдиво. «Конечно! — скажет он. — энергия существует “вовне” и потому — объективна!» Мы не будем это оспаривать, если слово «объективный» означает «вовне». С другой стороны, точное определение слова «объективный» таково: утверждение объективно, если оно может быть подтверждено другими людьми. К примеру, тело объективно, если его может увидеть более чем один наблюдатель.

А у времени такая же природа? Можем мы определить и идентифицировать секунду? Если раздаётся звон курантов в 10.00, мы определяем момент во времени, но когда этот момент пройдёт, то его нельзя уже испытать снова. Его нельзя «собрать» для опыта, в отличие от какого-нибудь предмета, с которым можно экспериментировать. Сам вопрос «вовне бытия» становится бессмысленным по отношению ко времени. Сначала момент был в будущем, потом раз — и он уже в прошлом. «Он» изменился. Что же является существенной частью времени, что даёт ему идентификацию?

Энергия, будучи по своей сути материей, prima materia философов, тоже нуждается в характеристике «отвердения», чтобы была возможна идентификация. К примеру, невозможно сказать следующее: «Этот киловатт идёт по проводу и освещает книгу, которую я читаю!» Когда мы измеряем ток на амперметре, мы наблюдаем эффект проявления тока, а не сам ток. Но ведь это, можно сказать, и есть всё, что можно ожидать от тока.

Но если только этого мы и можем ожидать от объективности, почему тогда человек не может сказать, что его головная боль объективна, потому что любой может увидеть, как он качает головой и издаёт стоны? Нет, головную боль ощущает только сам человек. Точно так же мы можем испытать реальность электрического тока, если возьмём в руки оголённый провод «под напряжением». Ток будет не «вовне», а ударит конкретно в руку.

Вот в чём состоит характер необъективного «уровня». Мы можем сказать, что он есть «где-то вовне», но для того, чтобы в этом убедиться, нам нужно почувствовать его на себе прямо сейчас. Поэтому мы и не можем стереть разницу между этой «реальностью» и «объективностью» простой заменой слов.

Таким образом, нам предстоит пересмотреть постулаты наших взглядов на Вселенную. Мы не можем настаивать, что Вселенная исключительно объективна. Вселенная также и проективна (или даже субъективна). И это не идеализм, и не солипсизм. Проективность не в нас, а во всей Вселенной. Вселенная думает или чувствует саму себя прямо в своём собственном существовании!

Огонь