|
IX ЦЕЛЕУСТРЕМЛЁННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И ДВУХЧАСТНЫЙ ОПЕРАТОРПредставление двухчастного оператора Вернёмся к нашему первому обсуждению цикла обучения. Мы тогда выяснили, что можно использовать одну и ту же диаграмму для описания и цикла обучения, и цикла управления движением тела. С той лишь разницей, что порядок совершения шагов был противоположен. Анализ цикла управления движением тела был по часовой стрелке, цикла обучения — против часовой стрелки. Определив два вида действия (движение к единству, по направлению к цели, и движение от единства к манифестации),* мы можем теперь соотнести это с известной нам диаграммой, где действие идёт по часовой стрелке или против часовой стрелки. * Под «манифестацией» мы имеем в виду любой шаг по направлению к проявленности, к осязанию, к видению, т. е. к ощущениям. Движение против часовой стрелки — есть движение к средствам, к манифестации себя; движение по часовой стрелке — к цели. В цикле обучения присутствовало инстинктивное движение, которое вызывало дальнейшее столкновение с неожиданностью — ребёнок обжигал палец. Этот акт служил обучению и последующему управлению движением. В применении цикла управления движением тела, или при управлении средствами для достижения цели, ротация меняет свое направление на противоположное. Сначала наблюдение, затем правильная реакция и управление, чтобы получить желаемое. Обобщая, мы можем теперь сказать, что движение по часовой стрелке — суть информированное или ожидаемое, а движение против часовой стрелки — суть естественное и наивное.** ** Вспомним также, что в цикле движения по часовой стрелке каждый шаг в цикле управления движением был производным от предыдущего. Поскольку производная эквивалентна отношению или наклону, она предсказуема. Это ещё одно доказательство того, что движение по часовой стрелке — информированное действие. И всё же в нашей теоретической схеме нет чёткого разделения наивного и информированного циклов движения. Но это столь важно сделать, что для формального выражения требуется новый оператор — двухчастный. Он нужен, чтобы показать направление движения на нашей схеме: право- и левостороннее. Важно также понимать, что этот оператор не имеет ничего общего с «псевдо-дихотомией», например, «положительный-отрицательный», «правдивый-лживый». Эта явная дихотомия, как мы уже поясняли, в реальности включает в себя четыре различения. В случае «положительный-отрицательный» — два спрятанных различия являются воображаемыми понятиями положительного-отрицательного; в случае с правдивым-лживым — различие лежит ещё и в состоятельности-несостоятельности, без чего не может быть использовано самоё это различие. Запоздалое выявление такой важной идеи, как двухчастный оператор, вынуждает нас к тщательному анализу. Почему мы не говорили об этом прежде? Для начала отметим, что гораздо легче говорить о разделённом, чем о неразделённом. Мы начали с четырёхчастного именно потому, что его легче всего понять рациональным мышлением. Затем мы затронули вопрос о трёхчастном. Мы поступили так только лишь для того, чтобы подчеркнуть, что имеем дело с таким ареалом (опытом), который невозможно определить. Об изначальной единости мы вообще ничего не можем сказать кроме того, что её можно трактовать как динамический потенциал (мы не можем определить, куда ведёт этот потенциал). Вполне естественно, что двухчастный изначально неуловим и труден для восприятия. Но мы выяснили, что он проявляется через смену порядка построения последовательностей. Позвольте снова обратиться к примеру: Электромотор, подсоединённый к источнику электричества, может приводить в действие насос, который качает воду в водонапорную башню. Если перевернуть смысл, то вода, падающая с верхней части плотины, вращает лопасти турбин (насос наоборот), которые подсоединены к динамо машине (генератору — или мотору «наоборот»), и производит электричество. Диаграмма, показывающая порядок использования электричества, будет одинаковой и при использовании электричества, и при его производстве. Не существует никакого логического или аналитического различия между этими двумя порядками. Чтобы говорить о различии, мы должны указать на порядок, в котором следуют элементы системы — вход или выход из системы. Этот пример показывает, в чём разница между двумя ситуациями (между тем, что мы можем назвать право- или левосторонней ротацией) — порядком применения трёх элементов: a, b, c*. Различие может быть понято и воспринято только как разная последовательность по времени исполнения. * Для утверждения порядка требуются три элемента; (…ababa…) не определяет порядок, тогда как (…abcabca…) определяет порядок как отличный от (…acbacba…) Рассматривая причину и следствие, мы не можем больше говорить, что эта схема двухчастная, т. к. нужен третий фактор, определяющий то, что идёт первым. Двухчастный оператор в природе |
|
© 1998 Справочная служба русского языка
|