|
XIII ТИПЫ ФИЛОСОФИЙЧитатель, наверно, уже способен пользоваться набором инструментов, которые даёт ему наша геометрия смысла. Геометрия и физические науки — технические методологии для управления физическими объектами. Геометрия смысла — точно такая же методология, но объекты, которые она рассматривает, — ментальные. С её помощью мы можем защитить взятое нами от софистики, от иллюзий и двусмысленностей, которыми перенасыщена наша «образованная» ментальность. «Ум — это мясник реальности! — говорит дзен-буддист. — Убей мясника!» Нет, наш ум может хорошо послужить нам, если мы знаем, как и когда им пользоваться. Как? Во-первых, признаемся себе, что ум, даже в наиболее широком смысле, всегда имеет дело только с одним аспектом целого — с отношением. Он не может заменять собой и не заменяет действие, не может он также иметь дело с тем аспектом целого, названного нами (за неимением лучшего слова) состоянием (начало гл. II). Более того, само отношение может быть четырёх различных типов. И только один тип, максимум два, могут быть названы действительно ментальными, имеющими отношение к разуму. Мы были свидетелями того, как Кассирер с помощью разума... заблудился. Давайте теперь поглядим на великие проблемы философии, которые она выставляет на всеобщее обозрение, как музеи выставляют картины творцов. Земля против воздуха Заголовок можно ещё передать так: ощущение против интеллекта. Или, как сказал Уилл Дюран: «…(греческие софисты сказали, что знание) исходит только от чувств… правда заключена в том, что ты пробуешь, касаешься, осязаешь, слышишь, видишь. Что может быть проще? Но Платон не был тем удовлетворён: если это так, то бабуин может выступить величиной измерения мудрости мудреца… Платон был уверен, что разум есть остаток истины, идеи разума являлись для отчётов чувств тем же, что и государи для черни, — объединяющими центрами порядка для хаотической массы». Сильно сказано. После Платона мало что можно добавить. Высечено, как на камне. Но затем Локк, две тысячи лет спустя, ещё раз обнаружил, что знание приходит к нам из чувств. С точки зрения геометрии смысла и четырёх её элементов, ощущение выдаёт отдельные факты (объективные конкретные), которые интеллект обобщает для создания концепций (объективных общих). вверху: факт (ощущения) Изменение от категории фактов, или конкретных событий, к концепциям представлено в виде прямого угла, оно аналогично изменению от позиции (которые мы обнаружили с чувствами) к скорости (которую мы высчитали, рассмотрев изменение позиции и разделив на прошедшее за период изменения время), это и есть процедура, выполняемая умом (тем типом ума-«компьютера», который называется интеллектом). Этот аспект существования, взаимосвязь с фактами, которые можно нанести на карту, посчитать, передать вербально, идеально подходит к лапласианскому интеллекту. Его, интеллекта, объективизм и способность считать, как компьютер, отводит этому аспекту специальную роль во всей западной философии. Но, как сказал Кассирер: «Это лишь часть, ограниченная часть тотальности бытия, общей реальности!» Несмотря на отречение от высказанного им самим, позже Кассирер снова попадает в ту же ловушку, когда подходит к необходимости объяснить открытия теории относительности, потому что относительность делает требования (подобные выдвинутым лапласианским интеллектом) единственными, а остальные — отбрасывает. Поскольку требования объективного знания хороши до тех пор, пока они хороши, объективность сама по себе неспособна даже к теоретическим подсчётам, потому что это включает в себя проекцию от того, что дано, куда-нибудь ещё. |
|
© 1998 Справочная служба русского языка
|