Исследования





Пользовательского поиска


Стилистические ведомости

2. Деловой стиль

Андрей Митин
директор ССРЯ

Иногда деловой стиль совершенно понапрасну расходуется в письмах, вырождаясь в перечисление ненужных подробностей с выхватыванием уточняющих деталей. А основные черты этого стиля, между прочим, — предельно конкретизированная ясность и возможно полная краткость.

Не всякий адресат дочитает до конца первую фразу, состоящую более чем из десятка слов. Поэтому если поставить себе за правило не вставлять в деловые письма предложения, состоящие более чем из 10 слов, то вскоре вы обнаружите в собственных текстах эффект сгущения мысли (особенно в этом помогает ознакомление с трудами теософов, Елены Петровны Блаватской, к примеру).

Как результат — ваши письма станут информативнее, короче и читабельнее, что обеспечит не иссякающий многие годы поток благодарной клиентуры (а владению деловым стилем обычно сопутствует сугубый интерес к бизнесу). Именно из-за искусства сочетать краткость с информативностью.

Очередным шагом к выработке делового стиля может стать следующее упражнение. Научившись укладываться в десять слов, попробуйте любую, самую сложную проблему уложить в десять предложений. Ваш клиент наверняка одобрит концепцию, изложенную в десять предложений, в каждом из которых десять слов. Потому что концепция, изложенная в одном абзаце, производит впечатление продуманной.

Если же в деловой переписке вы не желаете общаться концепциями, то рискуете скатиться к бесконечному объяснению того, что вы предлагаете или способны сделать. Т.е. к многословной беллетристике, а это уже совсем другой стиль.

Вышеприведенный метод, или краткое изложение элементарной математической формулы, именуемой в информатике «константой Спурра — Белроуза», или иногда — реже — «10×10», сообщает стилю красоту «золотого сечения» со всеми его преимуществами (подробнее об этом чуть ниже).

Теперь о содержании. Если с языка постоянно соскакивает больше, чем нужно, разных «что», «таким образом», «тем не менее», «исходя из», «вовлекая в» и если сквозь все документы тянутся длинные сложноподчинённые предложения — для вас должен прозвенеть «звонок»! Ring the bell! Остановитесь на денёк и спокойно проанализируйте текущие деловые бумаги. Попробуйте поставить перед собой упрямую задачу убрать из некоего текста ВСЕ слова-паразиты, сократить ВСЕ предложения. Потом выстройте части текста в логическом порядке. Внимательно сравните получившееся с предыдущим. Если ваша мысль вернее и чётче высвечена в первом, многословном варианте — ваше предназначение уходить из бизнеса в журналистику или перековывать себя в Жюли Верны! Если же лучшим оказался вариант второй — смело рассчитывайте на успех на том поприще, на котором вы и обретаетесь!

Далее может возникнуть вполне понятное «головокружение от успехов». Но смеем вас заверить, радоваться рано! Предстоит пройти третий этап стилевого обучения, после которого вы уже сами сможете учить других или, самое меньшее, различать ошибки окружающих.

На этом этапе необходимо отсечь из вашей речи и письма целый пласт слов и словечек: из детского садика, из дворовой песочницы, из школьного трёпа, из городских романсов, из обывательских бесед с соседями, из жаргона, принятого в кругу друзей, из бессодержательной болтовни с вагонными собеседниками, в общем, из всего того, что можно кратко охарактеризовать «жизнью, не обременённой выполнением какой-либо задачи».

Следующий этап… нет, не догадались! Купировать текст до десяти абзацев, в каждом из которых десять предложений, в каждом из которых десять слов — не потребуется (по вышеприведённой константе Спурра — Белроуза, при соотношении «10×10×10» происходит 50%-е снижение эффективности). Научившись быть кратким на уровне предложений и абзацев, вы самостоятельно отрегулируете величину и информативность любого — любого! — текста, будь он хоть на сто печатных листов.

А вот чему следует поучиться далее — это неожиданному разбавлению вашего делового стиля разными нетривиальными вставками!

Начать можно со знаков препинания:

Нестандартное употребление восклицательных и вопросительных знаков. Подчёркивание своей мысли одним из этих знаков, поставленным в середине предложения (как? да приблизительно вот так!), — притягивает глаз. Но не переборщите…

И продолжить по-иному:

Выделить слово, поставив его с Прописной Буквы. (Немцы не зря выделяют все существительные! Хотя и начали вводить новые правила грамматики, приближаясь к современным обезличенным стандартам.)

И тут же зайти с другой стороны:

Неплохо смотрится данное курсивом слово явно из лексикона прошлого века (как правило, лучше употреблять союзы, предлоги или наречия):

«Споспешествовать» — помогать.

«Гащивать» — гостить время от времени.

«Лобызать» — целовать.

«Ланиты» — щёки.

«Любомудрие» — философия.

«Мзда» — побор (избегайте, правда, неумелого словотворчества, например, «мздить»).

Совершенно неотразимы следующие приёмы:

Вставляете вместо скучных «и т. д.», «и т. п.» — etc.

Вместо подчёркивания какого-либо слова или фразы — sic!

В особых случаях:

Применение ласковых смайликов и солидных смайлов, употребление крылатых латинизмов, японизмов, ленинизмов-кретинизмов (снова входящих в моду).

Высший пилотаж:

Цитирование финского народного эпоса «Калевала» на финском же.

Всеми вышеперечисленными средствами следует пользоваться очень осторожно и никогда не применять все сразу в первом же письме к малознакомому человеку. Иначе он сочтёт вас троглодитом или очень умным, что есть крайность. Крайностей же народ в массе своей не любит.

В деловом стиле не рекомендуется также употреблять следующие выражения, свидетельствующие о ваших неуверенности, сомнении, колебании пишущего: «нельзя ли», «можно ли», «следует ли». Рекомендуется поступать жёстче: «льзя!», «жно!» и «ли!».

Показатель самого высокого уровня делового стиля — это, конечно, шрифт.

Письмо партнёру или клиенту, исполненное шрифтом уникального рисунка — что может быть престижнее и стильнее!?

Если вас вообще не притягивает идея оригинального шрифта, то забудьте про 50% вашего стиля. Увы!

В оставшиеся же 50% вам предстоит вместить самое сложное: умение пользоваться именно теми словами, которые наиболее подходят моменту, теме и вашему образу!

Справочная служба русского языка помогает страждущим именно в этом.