Исследования





Пользовательского поиска


Бизнес, sic passim

И появилось в 2000–2007 гг. много курсов и семинаров, на которых учат нас, бестолковых, всевозможным, в основном забугорного происхождения, деловым навыкам и умениям. И предлагается нам проходить обучение как на лекциях — кратковременных (день), так и на курсах или семинарах — чуть более долговременных (два-три дня, неделя), и всучивается нам соответствующая литература.

И сделаны эти курсы для всех нас, родимых. Для бизнесменов.

Все эти курсы, однако, сделаны для менеджеров высшего и среднего звена крупных компаний, оставляя за бортом огромную армию предпринимателей и бизнесменов рангом пониже.

В связи с этим мне бы хотелось разобраться с этими курсами и вообще с тем мощным образовательным влиянием, которое западное сообщество через своих адептов стало оказывать на наше всё. С одной стороны учиться никогда не вредно (а западники нас учат рынку и отношениям, возникающим в нём), а с другой — есть та подача материала, которая меня тревожит.

Потому что на уровне подсознания и ощущений происходит некое раздвоение: с одной стороны понимаешь, что тебя пытаются научить важным вещам, причём таким, о которых ты раньше, может, и не подозревал вовсе, а с другой — все «их» рассуждения наталкиваются в приложении на нашу действительность на странные умозаключения. Возникает противоречие, которое многие чувствуют и которое очень трудно разрешить. По многим причинам: некогда, лень, да мало ли что чудится.

Я пробовал вычленить эти проблемы, упирая на изучение языка, анализируя чисто лингвистические проблемы. Ознакомиться с ними можно здесь, и здесь, и здесь.

Сейчас я вижу, что эта попытка не совсем удалась. Получилось однобоко и поверхностно. Статьи ответили на несколько вопросов, которые каждому образованному россиянину и так, по лёгком напряжении ума, видны. Глубинные же проблемы остались неразрешёнными.

Итак: когда вы получаете несанкционированную коммерческую рассылку (или короче, спам) о неких проводящихся лекциях, посвящённых бизнесу (неважно чему, маркетингу ли, проблемам лидерства, проблемам сбыта продукции, etc) не охватывает ли вас чувство нереальности происходящего? Не кажется ли, что вам предлагается изучать, понимать и обсуждать проблемы, которые ныне если в России и существуют, то извращены они настолько, что их «чистое» изучение теряет немалую долю обыкновенного здравого смысла?

К примеру, «эффективные маркетинговые исследования с минимальными затратами». Где с одной стороны всё вроде ясно: берём рынок, исследуем его, выявляем разные группы потребителей разными методами, соотносим их возможности с потребностями нашей компании, которая намерена продавать им наш товар, позиционируем, так сказать, себя и клиента. А с другой — всё вовсе не так безоблачно и предельно научно, как нам предлагается изучить.

К примеру, простой факт, что официальные зарплаты и реальные доходы населения в России отличаются на порядок вносит в мою душу коэффициент неуверенности в ЛЮБОЙ аналитике — маркетинговой, к примеру, — вообще! Я-то ведь знаю, что работник ГИБДД не на одну зарплату живёт. Что чиновник на новеньком «мерседесе» — не есть исключение из правил. Что даже гастарбайтер-строитель из Молдовы по статистике нигде не проходит, а на рынок влияние оказывает.

Поэтому все дальнейшие рассуждения о «чистых», по-западному, методах членения и анализа, для меня становятся… звуком пустым.

Возьмём модную ныне (после безвременно задушенного ЮКОСа) проблему бизнес-этики. Ну не могу я всерьёз воспринимать проблемы обучения бизнес-этики при наличии ощущаемой моим карманом коррупции. Не могу. Как можно вообще рассуждать о какой-либо этике, если вот он инспектор пожарной охраны и вот она конкретная сумма, которую он вымогает!

Как можно делать бизнес-план, если в него нельзя (ни по каким правилам, что западным, что нашим) ВНЕСТИ ЗАТРАТЫ НА ЧИНОВНИЧЬИ ПОБОРЫ?! Деньги на поборы тратятся совершенно реальные, а в бизнес-плане они не отражаются. С одной стороны проблема есть, а с другой — её как бы и нет. Во как!

Искусство ведения бизнеса, а тем паче первоначальной организации дела — напрямую связано с предельной честностью в отношении себя, своих возможностей, своих трат (времени и денег), а также предельной честностью в отношении денег, скажем, инвестора.

Наши инвесторы всё понимают и посему… требуют расширенные бизнес-планы, толкующие многие проблемы очень и очень странно. Почему? Да потому что размеры «побочных» расходов имеют природу изменчивую в пропорциях, но стабильную в постоянстве. Выявить эту статью математически и применить строго по науке вряд ли удастся — слишком много переменных постоянно шевелят непростую жизнь бизнеса. Чаще всего обходятся грубыми прикидками.

То же самое и в обучении тому, как правильно вести бизнес. Можно осуществить крупную продажу? Ещё как можно! Правда, в 90% случаев тому, кто продаёт нужно ни много ни мало, а заложить в сумму маленькую «ложку дёгтя» — размер отката. Иначе сделки не выйдет. А как иначе, всем же жить хочется.

А вот теперь о той самой армии бизнесменов, которые в просторечии зовутся средними или малыми. Для них почему-то курсов никаких нет. Кстати, на заметку, можно сделать неплохой бизнес на обучении именно этой категории людей.

Вы слышали о том, что есть курсы, на которых психологически точно и верно учат тому, КАК ПРЕДЛАГАТЬ правильную взятку (по сумме) ПРАВИЛЬНО и заранее определённому в результате анализа чиновнику? Нет, не слышали. А ведь это и есть практическая «практика» российского бизнеса, разговоры на перекурах и в барах. Этому, как и дворовому мату, учатся в непосредственном общении, без лишних ушей. А не на курсах, открыто и непредвзято.

Вы слышали о том, что есть курсы, на которых подробным образом изучаются чисто российские реалии бизнеса: не только поборы, взятки, но и подробно описанные «круги ада» по получению всяких бумажек, документов, разрешений, сертификатов?

Вы слышали о том, чтобы МВД проводило курсы по тому, как правильно реагировать на приход в ваш офис «братков» и прочих любителей пожиться твоим трудом?

Нет, не слышали.

А знаете почему? Да потому что наше доморощенное бизнес-образование корнями своими уходит в целевые гранты западников. Да потому что все исследования по вышеперечисленным темам наших учёных, — а они проводят их, они работают, — тихо гасятся всемогущими чинушами. И не в последнюю очередь потому, что ничего плохого в западных методах ведения бизнеса нет, есть лишь невозможность применить их на практике в России. А как их применить, если они НЕ отражают российских базовых реалий? Ну что толку говорить о том, что твои затраты на бизнес (в которых НЕ учитываются побочные расходы) НИКОГДА не вернутся к тебе прибылью, если ты изначально не заложишь их в расходы, если ты заранее не продумаешь способы ухода от налогов, если ты заранее не продумаешь схемы «обналичивания»... продолжать можно дальше и продолжать можно больше, но думаю, каждый бизнесмен и так понял, о чём я тут толкую.

Таким образом, выходит, что деньги, потраченные вами на бизнес-образование, просто-напросто теряются. Те новые вещи, которые вы в результате на них усвоите, будет невозможно применить на практике. А если и можно, то результаты будут другими. Научиться же «правильным» вещам, реально отражающим положение дел в экономике, нельзя. Этому не учат. Но реальное положение дел в экономике остаётся. А научится этому можно лишь на практике — или слушая «тёртых калачей» (если они найдут для вас время), или проходя всю науку на практике, т. е. теряя собственные деньги, веру в себя, кляня всё на свете, а особенно эти бредовые идеи про якобы рыночную, а на самом деле чиновничью экономику России. Потеряться очень легко в свете обрушивающихся на тебя со всех сторон потоков разноплановой информации. Потерять ориентиры означает потерять разум, господа.

Что нам дают новые слова: «маркетинг», «банкинг», «факторинг», «фокус-группа»?

Они дают нам ориентиры. Опираясь на которые мы выстраиваем свой бизнес. Есть среди этих новых и по-своему правильных и хороших слов другие понятия:
«взяткоресурс»,
«реальная экономика»,
«как обналичить деньги»,
«кто в доме хозяин»,
«как сделать так, чтобы твой груз доехал до пункта назначения без поборов ГИБДД — как, по крайней мере, свести к минимуму все риски, связанные с фактом ги-БДД-шного беспредела на дорогах»,
«как отвадить инспектора санэпидемстанции от твоего бизнеса»,
«как правильно вести разговор с появляющимися представителями всевозможных проверок»
?

Если в предлагаемых курсах этих и близких к ним понятий нет, то, на 99% могу сказать, что эти курсы вам не требуются. Почему? Потому что именно они — база вашего бизнеса. Потому что именно вышеперечисленные траты высасывают живую кровь бизнеса, потому что именно на них тратится очень много времени. А не на само дело. На дело привлечения покупателей. На зарабатывание денег.

Кстати, вы когда-нибудь слышали о том, чтобы профессии обучали с конца? К примеру, профессии врача обучали с новейших методов лечения, а не с банального втолковывания азов? А ведь сплошь все бизнес-курсы обучают нас именно что с конца — т. е. предполагая, что в России уже существует налаженная рыночная экономика, с прямыми линиями и чётко очерченными правилами поведения всех участников, всех игроков рынка. Господа, а где же база? Где учёт конкретных российских реалий?