VII СРАВНЕНИЕ ТРЁХЧАСТНОГО И ЧЕТЫРЁХЧАСТНОГО

Итоги

Для окончательного разъяснения разницы между трёхчастным и четырёхчастным применительно к онтологии мы составили сравнительную таблицу:*

Трёхчастный (опыт, чувства) Четырёхчастный (концепции, интеллект) Неопределённый Конечный Бесконечный Одно измерение в работе Два измерения в работе Два измерения свободы Одно измерение свободы Асимметричный Симметричный Необратимый Обратимый Существует во времени Существует в пространстве (последовательность) (одновременность) Только одно направление Любое направление упорядочивания упорядочивания Матрица опыта Матрица разума Предоставляет субстанцию*, Предоставляет измерение, форму, движение и ценность и концепцию Требует три измерения Требует два измерения для полного представления для полного представления

* Это утверждение и отрицает и подтверждает Хьюм, который как-то сказал, что чувство (ощущение) опыта предшествует разуму. Наша позиция состоит в том, что опыт присущ человеку априори. Удовольствие и боль лишь вызываются внешним воздействием, а не создаются им. И только потом разум конструирует сам (интегрируя опыт, т. е. ассоциацию боли или удовольствия от определённого объекта), что ощущение (в смысле привнесения информации из внешнего мира) становится возможным.

Мы можем в заключение привести следующую фразу: «Время даёт сущность, пространство позволяет измерить эту сущность». Протяжённость пространства полностью зависит от времени, необходимого для преодоления этого пространства. Измерение времени зависит от отношения к измерению как пространственной категории.

*Материя будет описана в гл. VIII.

Философское обозрение