I ЧЕТЫРЁХЧАСТНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ

Категории познания

По крайней мере две из них очевидны: то, что познаваемо, и сознание, которое это познаёт. Статус познающего не менее важен, чем статус познаваемого. Именно этот пункт современная физика была вынуждена признать в своём принципе неопределённости. А это, в свою очередь, приоткрывает следующее: при необходимости что-то познать познающий должен быть активным — и тем самым влиять на объект познания. Поэтому акт познания — есть взаимодействие между объектом познания и тем, кто познаёт. И это взаимодействие включает в себя физический обмен энергией. Таким образом, концепция чистого «параллелизма» — отражение познаваемого в познающем — в корне неверна. Мы не можем думать о познаваемом как о чистом отражении внутри познающего — это вовсе не отражение летящего лебедя на поверхности озера. Ведь когда лебедь взлетает над водой, то его чистое отражение искажается рябью на поверхности водоёма.

Между тем, что обозреваемо, и тем, кто обозревает, находится нечто большее, чем простая двойственность. Полное описание обозреваемого включает в себя не только актуальные физические факторы (чувственная информация, которую получает исследователь), но и проецирования исследователя на объект. Эти проецирования являются источником ошибок, и если бы их не было, то не было бы и проблемы корректного знания. Но всё же они не всегда ошибочны. Если я узнаю своего друга по голосу, я вызываю в памяти его образ, который, разумеется, полностью верен. Мы постоянно проецируем качества на тех людей и те объекты, которые мы уже знаем, и потому — ожидаемо их узнаём. Более серьёзного умственного усилия требует полное «разоблачение» того мира, который состоит из наших предубеждений и ассоциаций. Если вообще это можно сделать в полной мере.

В динамическом противостоянии между познающим и познаваемым существует два типа отношений — объективная информация (ощущения), исходящая от объекта, и необъективные качества, которые познающий проецирует на объект. Эти отношения могут быть представлены в диаграмме:

Проекции
В                                                                                             А

узнающий (В), узнаваемое (А) информация, поступающая от органов чувств

Здесь существуют по крайней мере четыре вида взаимоотношений:
  • АА — отношения, содержащиеся в самом объекте: это, к примеру, равносторонний и равнобедренный треугольники. Эти взаимоотношения представляют определение объекта. Оно применимо для всех равносторонних треугольников.
  • АБ — информация, которую познающий получает от объекта в виде ощущений: вес, цвет, состав материала и т. д. Это — фактическая информация, и касается она конкретного объекта. Она сообщает нам, каков этот самый треугольник: крив, сломан, или он — голубого цвета.
  • БА — качества, которые познающий проецирует на объект: красив или безобразен треугольник, хорош он или плох. Сюда же можно включить и другие характеристики объекта, к примеру, твёрдость. Но твёрдость не является полностью объективным свойством, т. к. атомная структура на 99% состоит из пространства.
  • ББ — функция объекта для познающего: он использует треугольник в качестве обманного манёвра или иллюстрации в споре. Эта категория, безусловно, состоит из отношений самого познающего, которые он создаёт для объекта. Сюда же познающий может включить и свою цель.




И хотя у нас нет уверенности в том, что такой подход позволяет решить все проблемы, в нём есть одно преимущество: в него можно включить всевозможные внутренние изменения отношений познающего и познаваемого.

Между тем, с точки зрения науки, только первая категория (АА) считается «ценной» и полезной. Мы полагаем, что полное описание необходимо включает в себя три альтернативных точки зрения.

Первая категория — та, которая состоит из отношений, заложенных внутри объекта, подтверждает научные требования к ней, т. е. с этой категорией согласны все: к примеру, квадрат имеет четыре стороны. Вторая категория — чувственное восприятие объекта — хотя тоже является объективной и базовой для научных экспериментов, представляет собой только способ перехода к научному знанию. Она включает в себя мгновенную информацию, полученную от конкретного объекта или после конкретного эксперимента. Но прежде чем её можно применить к новой ситуации, она должна быть сформулирована и обобщена.

Из вышесказанного следует: хотя научное знание получено из наблюдений, оно отлично от этих наблюдений. Наблюдения — конкретны, тогда как научное знание — обобщено и принадлежит к первой категории, а не ко второй.

Следовательно, мы можем охарактеризовать объективность первой категории как общую, а объективность второй как конкретную.

Третья категория состоит из качеств, спроецированных на объект; к примеру, красоты объекта или его безобразия. Когда Гамлет говорит: «…Нет ни плохого, ни дурного, лишь наша мысль рисует мир таким…», то смысл его высказывания в следующем: качество объекта не присуще ему изначально. Это — общепринятая точка зрения, и мы не будем её оспаривать.

Но следующее умозаключение о том, что качество, не присущее объекту изначально, является субъективным, то есть ограничено конкретным сознанием конкретного познающего, — заслуживает более пристального внимания. Сначала мы просто подчеркнём, что заменяем слово «субъективный» на более точное — «проективный» — по причинам, которые вскоре станут ясными.

Четвёртую категорию, функцию объекта для познающего, мы тоже отнесём к проективной.

Для уточнения приведём ключевое слово «ориентация», которое может быть истолковано как дословно, так и метафорически. Оно объясняет не только функцию объекта (которую мы объяснили как отношение, проектируемое скорее к объекту, по направлению к нему, нежели на объект), но также и способ, которым сам объект соотносится с другими объектами, величинами и всем окружающим. Например то, какой стороной установлен карбюратор в двигателе, или как ключ вставляется в замок — этот аспект объекта не является объективным. Для его определения нам необходимо знание всего контекста отношений, частью которого является данный объект.

Таковая причинность указывает на логику вытеснения слова «субъективный» словом «проективный». «Субъективный» — означает персональный, личностный, с присущей возможностью иллюзии, тогда как «проективный» включает в себя объективность и игнорирует вопрос о реальности.

Так мы говорим, что образ проецируется на экран или что доходы корпорации планируются (проектируются) на год вперёд. Проективный аспект может приобрести важную практическую пользу. Когда компонент синтетической резины для автомобильных шин был предложен в качестве ракетного топлива (т. е. изменился его проективный аспект), цены на акции производившей его компании резко взлетели вверх.

Чёткое отличие между общим и конкретным, продемонстрированное для первых двух категорий (аспектов), применимо и к третьему, и к четвёртому аспектам. Третий аспект мы можем назвать проективным общим, четвёртый — проективным конкретным.

В третьей категории такие безукоризненные проецирования, как «нет дыма без огня!», возможны лишь потому, что аспект является проективным общим. Общность разнообразных проецирований порождает иллюзию. Так, глядя на букет изысканных тюльпанов, мы можем представить их запах и даже ощущать в кончиках своих пальцев шелковистость цветка. Но, прикоснувшись к бутону, мы можем обнаружить бутафорию... цветы сделаны из воска.

Что касается четвёртой категории, то, поскольку функция или цель являются строго индивидуальными и конкретными (мой друг использует талоны с места стоянки автомашин, чтобы разжигать огонь в камине), то здесь проекция конкретна. Слово «ориентация» включает в себя эту конкретность; вообще ориентация очень конкретна.

Чтобы проиллюстрировать эти категории познания, возьмём в качестве примера слона:
  • Формальное описание. Структура слона. Слон — как объект научного изучения. Его анатомия, биология, поведение. Объективное общее.
  • Информация ощущений, которую мы получаем в результате прямого столкновения со слоном. Запах, волосатость, теплота дыхания из хобота. Объективное конкретное.
  • Качества, которые мы проецируем на слона. Как он огромен! Кажется добрым, послушным или грозным, в зависимости от обстоятельств. Проективное общее.
  • Функция. Интерес познающего к слону, польза, которую познающий может извлечь, используя слона на арене в цирке, как вьючное животное, как источник мяса или слоновой кости. Проективное конкретное.

Четыре аспекта ситуации